Среда
29.06.2022
13:04
Приветствую Вас Гость
RSS

 
МБДОУ №22 "Теремок"
Главная Регистрация Вход
Успешные практики »
Меню сайта

ОПРОС
О КАЧЕСТВЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТСКОГО САДА

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
teremok-22

 Опыт работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения- центр развития ребенка детского сада  №22 «Теремок» города Новошахтинска

 

1.Название практики: Здравствуй, сказочная страна!

2.Сведение об авторе: Солнцева Наталья Владимировна –воспитатель первой квалификационной категории.

3.Населенный пункт: Ростовская область, г.Новошахтинск

4.Полное наименование организации :муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-центр развития ребенка детский сад  №22 «Теремок» города Новошахтинска

5.Годы реализации:2019-2024

6.Актуальность выбранной темы

 В настоящее время существует проблема развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста и трудности их формирования стоят очень остро, это обусловлено снижением воспитательных функций семей, занятостью родителей, ростом числа детей с отклонениями в развитии, негативным влиянием СМИ на процесс развития личности ребенка. Поэтому данная тема достаточно актуальна и требует должного внимания и участия педагогов, специалистов разных уровней и родителей. Дошкольный возраст—сензитивный период для формирования творческих способностей, для развития общения на разных уровнях.

 Кукольный театр создает хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции. Дети становятся участниками событий, которые разворачиваются по сюжету спектакля, эмоционально сопереживают вместе с героями. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, раскрывается личность ребенка, как «бутон», демонстрируя все богатство своего внутреннего мирка. Даже самый застенчивый ребенок, полностью погружается в театрализованные игры различного характера, с удовольствием играет роль будь то серая мышка –маленькая и беззащитная, или серый волк- большой и сердитый. Ребенок выбирает себе такого героя, который ему близок по настроению, по характеру. К сожалению, в наше современное время дети чаще предоставлены себе. Поэтому хочется, чтобы театрализованная деятельность вошла в нашу повседневную жизнь. Счастливые улыбки и радостные лица малышей после кукольного театра убедительно свидетельствуют, как дети любят театрализованную деятельность. Любая сказка, театрализованная игра- это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий.

Основная идея опыта

Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен и доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые оживают, двигаются, говорят. Однако нельзя рассматривать кукольный театр как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинает формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям театрализованные постановки, которые учат доброте, порядочности, трудолюбию, а также приводят примеры общения друг с другом, сочувствия, сопереживания. Идея опыта заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников, привлечь их к жизни детского сада.

Теоретическая база опыта: Прежде чем приступить к работе над данной темой велась работа по  изучению методической литературы: статьи, советы, идеи В.А.Сухомлинского, Е.Л.Медведевой, Л.Г.Стрелкова, которые придавали огромное значение театрализованной деятельности, способствующей всестороннему развитию ребёнка. Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа М.Д.Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду», а также программа «Театр-творчество-дети» Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович.

   Неоценимую помощь оказали следующие методические пособия:

     Е.А.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»

     Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр»

     Е.В.Мигунова «Кукольный театр своими руками»

     Г.В.Генов «Театр для малышей»

     Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности      дошкольников и младших школьников» программа и репертуар.

    В опыте использованы теории и законы дидактических концепций:

    – развивающего обучения Д.Б.Эльконина;

   – педагогики коллектива и коллективных творческих дел А.С.Макаренко;

   – развития познавательного интереса Г.И.Щукиной;

   – концепция дошкольного воспитания (формирование культуры познания, чувств, эмоциональной сферы)

Технология опыта.

 1.Система работы    

 Для реализации   опыта  были поставлены следующие   задачи: 

  1. Развивать творческие и артистические способности детей средствами театрального искусства, развивать инициативу и самостоятельность детей в играх театральными куклами, развивать умение согласовывать свои действия 

2.Знакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра с другими детьми. Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

3.Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

  1. Развивать речь детей с помощью театральной деятельности: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

   С самого начала  Солнцева Н.В. приступила к созданию необходимых условий, способствующих развитию творческих способностей, активизации театрализованной деятельности детей, в комбинировании известных методик и технологий, с использованием личностно- ориентированного подхода, готовности к импровизации, новизну, оригинальность, лёгкость ассоциирования, особую чувственность в играх дошкольников.

    Поэтому в группе оборудован театрализованный уголок, где ребёнок может уединиться и разыграть какую – нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. Поскольку предметно- развивающая среда должна обеспечить право  и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности были размещены  разные виды театра: пальчиковый, настольный, (вязальный), театр на фланелеграфе, теневой ,плоскостной, театр на рукавичке, а также волшебный сундучок с костюмами, масками, декорациями. Материал постоянно обновляется, пополняется ориентируясь на возраст и интересы разных детей.

       Видя неподдельный интерес детей к обыгрыванию ролей, родилась идея создать театральный кружок. Кружок решили назвать «В  гостях у  сказки».  Был разработан план работы кружка на год, включавший в себя 5 разделов.

    1 раздел - «Театральная игра». Работа этого раздела направлена на развитие игрового поведения, эстетических чувств, творческого отношения к делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Общеразвивающие игры - готовят ребенка, как к художественной деятельности, так и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.

Специальные театральные игры – развивают главным образом воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества.

   2 раздел – «Ритмопластика». Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

   3 раздел -  «Культура и техника речи». Это игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Здесь же игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы.    

   4 раздел -  «Основы театральной культуры».

   5 раздел-  « Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях. Основные правила раздела: не перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять другим детям вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Исходя из опыта работы, можно выделить 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.

 1 этап - выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми. Предложить детям сочинить жизнь героев сначала пьесы, помогая разными вопросами.  

 2 этап деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод – и придумывают им название.

 3 этап – этот работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, постепенно вовлекаются в процесс все члены коллектива. Чувствуя поддержку педагога, дети действуют естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

 4 этап  – поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость), создание вместе с детьми эскизов декораций и костюмов.

5 этап - переход к тексту пьесы: отрывок повторяется много раз разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить все роли. Уточняются обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети оценивают игру разных исполнителей, а педагог намечает 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

6 этап - это работа над ролью. Нельзя навязывать детям логику действия другого человека или свои образы, дети играют самого себя, основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, вспоминая ситуации из своей жизни, когда ему приходилось пережить чувства схожие с чувствами героя. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слушать и слушать друг друга и соответственно менять своё поведение.                                                   

7 этап – репетиции отдельных сцен спектакля в разных составах. Дети не должны повторять позы, жесты, интонации других исполнителей, а искать свои варианты. Учить размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая другдруга.                                                                                                                    8 этап – проходят репетиции всей пьесы целиком (1-3 раза) с использованием подготовленных для спектакля декораций, бутафорией и реквизитом, элементами костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идет с музыкальным сопровождением. В процессе репетиции уточняется темпоритм спектакля, закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.                                                                                            

 9 этап - генеральная репетиция в костюмах. Первые зрители педагоги - строгие и объективные. Премьера  – дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. И только на следующий день в беседе выясняется, насколько критически дети могут оценить свои успехи и неудачи. Педагог старается указать на промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить удачные и интересные моменты выступления.                                                                                      

    10 этап – заключительный. Это повторные показы спектакля в разных составах. Задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа  приобретенных  навыков перед зрителем. Текст пьес, выбираемых для работы, является основой занятий и по развитию речи, и по сценическому мастерству. Из игр и этюдов постепенно создается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает «перешагнуть» через «я стесняюсь», поверить в себя. И главное – это праздник, эмоции, восторг от участия в спектакле ведь играть в сказках и трудно, и безумно интресно.                                                                                                                        Занятия проводятся в музыкальном зале. Для выполнения творческих заданий используем мягкие объёмные модули различной конфигурации, а также фортепиано и аудиотехнику. Форма одежды облегченная и обязательно чешки. Занятие проводится два раза в неделю до 30 минут и индивидуальная работа с подгруппами один раз в неделю.

   Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний, а соучастником педагогического процесса. В ходе занятия  стремимся достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Отмечается и поощряется каждое удачное творческое решение,  воспитывается в детях уверенность в своих силах.

    Занятия строятся по разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние детей. Они могут начинаться с музыкальных или немузыкальных пластических упражнений или игр, либо с веселой скороговорки.

    На первом этапе первоочередными задачи - умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами.

    На втором этапе перед дошкольниками ставятся более сложные задачи: увеличить количество упражнений и творческих заданий, повысить требования к качеству их исполнения. Проводя занятия, педагоги стараются создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривала зажатых и скованных детей, не акцентировала внимание на промахах и ошибках.

    Работа над ролью процесс трудоемкий и длительный, требующий от педагога особого внимания, умения мыслить нестандартно, творчески, использовать в работе возможности ребенка, поощрять его творческие проявления. Проходит он примерно по такой схеме.

 1. Знакомство с инсценировкой. О чем она? Какие события в ней главные?

2. Знакомство с героями - словесный портрет героя: фантазирование по поводу его образа жизни, взаимоотношений с другими героями, его любимые блюда, игры, поступки.

3. Придумывание различных ситуаций из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой.

4. Анализ придуманных поступков

5. Работа над сценической выразительностью: определение характерных движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, определение средств мимика, интонации.

 6. Подготовка театрального костюма.

7. Использование грима для создания образа.

8. Генеральная репетиция.

 9. Спектакль.                                                                                                            

  Большое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. Не только педагоги должны сделать жизнь детей наполненной яркими впечатлениями, но и родители должны быть вовлечены  в жизнь детского сада несмотря на большую занятость. У нас практикуется проведение мастер-классов с родителями («Необычная история», «Волшебные превращения») и с педагогами («Теневой театр»).  Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Очень важно, что ребенок в игре практически не утомляется. В игре у ребёнка реализуется активный творческий потенциал, поэтому родители  группы с удовольствием помогают педагогам и детям  в подготовке к спектаклям, сценкам: заучивают с ребёнком слова, шьют кукол и изготавливают атрибуты для театра.

   Постепенно у ребенка вырабатывается понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

 

 

 

 

      

                         

 

 

Вход на сайт

Вам родители

Вам родители

Поиск

Календарь
«  Июнь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz